Схиархимандрит Илий (Ноздрин): «Без Христа сердце пусто»

В этом году, совпав с Крестопоклонной, празднование памяти 40 Севастийских мучеников перенесено на 21 марта, день тезоименитства схиархимандрита Илия (Ноздрина). Предлагаем вам избранные изречения отца Илия.

Господь наш Иисус Христос Своими страданиями открыл нам путь возвращения в жизнь вечную. Избери только жизнь с Богом и живи по-евангельски.

***

Всё нам Бог дал, от нас только произволение требуется – вернуться к Отцу нашему Небесному.

***

Когда человек с Господом живет, молится, исповедуется, причащается, то всё у него – слава Богу.

***

Мы должны жить по воле Божией. Открыта она нам в Евангелии. Божественное Откровение дано всем народам, на все времена. Как его воплотить в своей жизни? Надо обратиться к опыту нашей Православной Церкви. Святые отцы, просвещенные Духом Святым, изъясняли нам евангельский закон, в их житиях – примеры его исполнения. Так и мы, глядя на них, подражая вере их (ср. Евр. 13, 7), должны быть истинно православными людьми.

***

Лишь при выборе жизни с Богом, по своем свободном волеизъявлении, при усвоении евангельских заповедей, человек становится наследником вечного блаженства. И здесь уже, в этой жизни, по-настоящему счастлив.

***

Когда поступаешь по нравственному закону, установленному Творцом, совесть одобряет твои поступки и дела, ты испытываешь удовлетворение. Сказано же в Евангелии: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Если бы мы хотя бы только эту заповедь начали исполнять, наша жизнь намного была бы спокойней. И это только одна заповедь!

***

Сейчас много болезней. Слабый народ после десятилетий отпадения от Церкви стал. Во многом слабость следующих поколений и из-за того, что родители живут по безбожной инерции: раньше-то храмы закрыты были, а сейчас почему не венчаются, детей не крестят? Что же вне церковных таинств себе на погибель живут?

***

Мы – православные христиане. Давайте жить по Закону Божию, и тогда будет мир, да все необходимое приложится нам (ср. Мф. 6, 33).

***

Насколько каждый из нас нацелен на исполнение Евангелия, живет им, настолько и приближается к Богу. Ум должен плавать в словах Евангелия, как говорил преподобный Серафим Саровский. Для монахов не написано особого Евангелия. Евангелие дано всем. Вот и думай, кому угождать: себе или Богу. Спать подольше, лакомиться, отдых себе рассчитывать – или на богослужения идти, творить милость нуждающимся?

***

Господь ведает душу каждого человека и направляет его на то служение, где он проявит богоданные качества своей души, принесет более плода. И всякую лозу, творящую плод, Бог очищает, чтобы более принесла плода (ср. Ин. 15, 2).

***

Многие ищут счастья, славы. Воспринимают всё через призму своего призрачного благополучия. Но только Господь, Сказавший о Себе: «Аз есмь дверь, Мною аще кто внидет, спасется» (Ин. 10, 9), – дает душе подлинное счастье и покой в этом многомятежном мире.

***

Если мы о теле своем печемся – питаем, одеваем, оберегаем его, – то как же о душе не позаботиться?

***

Жизнь души поддерживается молитвой.

***

Душу свою надо очистить, чтобы приблизиться ко Христу. Точнее, если человек стремится ко Господу, Бог Сам обо всем позаботится, как очистить душу обратившегося (ср. Ин. 15, 2).

***

Нужно просто молиться, жить Евангелием, быть церковным человеком. И Господь всё в нашей жизни ко спасению управит.

***

Нет у Бога забытым ни одного человека. Люди сами, по своей свободной воле позволяют через грехи дьяволу действовать в своей жизни. Но Господь промышляет. Болезни, как и другие всякие большие и малые невзгоды, уготовляют нас к вечности, отрывают нас от земли, возгревают в нас ревность, молитву. Потому что в бесскорбии мы постоянно ослабеваем в нашем стремлении к Господу.

***

Тот, кто ищет Истину, по-настоящему ищет себе добра, тот обязательно научится молиться. Сказано: «Ищите и обрящете»; «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7, 7).

***

Молитва – это беседа с Богом. Как тело свое мы греем и питаем, так же и душе необходимы условия жизни, развития. А живет душа только в общении с Богом, в отказе от убивающих ее грехов. Наше физическое существование ограничено смертью тела, а вот жизнь духовная преодолевает рамки этого мира – душа предназначена к вечности, о душе и надо прежде всего заботиться.

***

Самое главное то, куда направлена воля самого человека: чего ты сам желаешь? Ищешь ли родиться для мира духовного? Господь стучит в каждую душу. Призывает в храм. Хочет спасти. Всё нам дает для жизни, не только здешней, но и, главное, вечной.

***

Что такое Царствие Небесное? Это богообщение, чистота души и благодать Божия. Очистить себя от своих грехов и лично обратиться к Богу – главное, для чего человек приходит в Церковь.

***

Жизнь человека, который живет в согласии с Богом, проходит в равновесии всех его сил – и душевных, и телесных. Как бы нас ни закручивал круговорот дел, а вот пришли мы на всенощное бдение в субботу вечером и в воскресенье утром на литургию, и на душе у нас снова – спокойствие, мир. Особенно если исповедовались и причастились.

***

Без Христа сердце пусто. Только в Боге, Который Один есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6), успокаивается человек, обретает смысл своей жизни.

***

Мы нуждаемся не только в пище и питии, душам в наше напряженное время особенно нужны надежда и радость. И вот уже скоро Пасха – а это свидетельство истинности нашей веры, в основе которой – Воскресение Христово. Господь любит всех нас и желает воскресить для вечной жизни.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

Записала Ольга Орлова

21 марта 2023 г.

Православие.ru