Главный престол
Главный престол Гольяновского храма освящен в честь святых Соловецких старцев Зосимы и Савватия — первоначальников и учредителей иноческого жития на Соловецком острове.!
Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в Новгородской епархии, в селе Толвуе близ Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии, и после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество и принял постриг…
Преподобный Савватий Соловецкий пришел в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1396 году, где принял иноческий постриг. Там он подвизался долгое время, беспрекословно исполняя все послушания. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь отличали преподобного Савватия среди других подвижников. Вскоре он стал тяготиться вниманием и уважением братии и приходивших мирян и, узнав, что на Ладожском озере есть каменистый остров Валаам, решил переселиться туда.
Посмотреть трехмерную панораму главного престола
Придел святых мучеников Адриана и Наталии
Левый придел Гольяновского храма посвящен святым мученикам: Адриану и Наталии
Мученики Адриан и Наталия вступили в брак молодыми, всего за один год до страданий. Они жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане (305-311). Начав гонение, он обещал награды тем, кто будет указывать христиан и приводить их на суд. Начались доносы, и по одному из них были взяты 23 христианина, скрывавшихся в пещере близ Никомидии. Их мучили, принуждали поклониться идолам, а потом привели в судебную палату, чтобы записать их имена и ответы. Начальник судебной палаты Адриан, наблюдая, с каким мужеством переносят люди страдания за веру, как твердо и неустрашимо исповедуют Христа, спросил: «Какой награды ожидаете вы от своего Бога за мучения?» Мученики отвечали: «Такой награды, какой мы не можем описать, а ум твой не может постигнуть». Воодушевившись, святой Адриан сказал писцам: «Запишите и меня, так как и я христианин и с радостью умру за Христа Бога».
Придел в честь образа Божией Матери «Живоносный Источник»
Этот придел появился в храме не так давно. На его месте, где в настоящее время красуется баптистерий, существовал источник ключевой воды. К моменту открытия храма в 1990 году, сохранились устроенные над источником перекрытия, хотя сам источник был сухим. Единственным местом для устроения храма к тому времени и было место высохшего источника. Сломав перекрытия, временно засыпав бывший источник, освободили небольшая площадь, которую за три дня и четыре ночи (соорудив иконостас, создав алтарь с жертвенником и престолом) превратили в помещение для богослужения. Святейший патриарх Пимен дал благословение освятить престол в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник».
Роспись храма
Роспись начата была с трапезной части. Чтобы расписать храм в стиле фресок XVII века, приглашены были прославленные потомственные мастера — Брягины (Евдокия Трофимовна, и дочь Брягиных — Татьяна Солоимская ). Успешно начатая роспись, после перерыва в работе, связанной с пристройкой и оформлением западной части храма (центрального входа), завершена была в 2005 году.
Осенью 1992 года изограф Николай Владимирович Гусев начал роспись купола и всего четверика (главная и центральная часть храма).
Николай Владимирович Гусев, по общему признанию самых прославленных деятелей искусства, являлся одним из ведущих специалистов в области древне-русской настенной` живописи. Он был членом Союза художников СССР и входил в состав Центрального Совета Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры. Несмотря на крайнюю занятость, он находил время и для выступлений на конференциях, и для написания научных статей. С ним постоянно советовались ученые-искусствоведы, художники.
Огромный купол храма позволил воспроизвести купольное изображение Вседержителя из Ферапонтова монастыря. Шесть из восьми фигур архангелов в барабане и изображения четырех евангелистов в парусах также являются реконструкцией работ Дионисия, адаптированной к архитектурным особенностям храма. Материал ферапонтовских росписей использован и при разработке композиций «Рождество Христово» и «Сошествие во ад», расположенных, соответственно, на северной и южной стенах четверика. За основу Спаса — Судии в изображении «Страшного Суда» на западной стене четверика, полностью утраченного в ферапонтовской росписи, взято решение этого образа Андреем Рублевым. Не законченный образ «Спаса-Судии», во фреске «Страшного Суда» только и принадлежит кисти Н.В.Гусева. Смерть оборвала начатый грандиозный труд изографа. Отпевали Николая Владимировича Гусева в Зосимо-Савватьевском храме, где с купола смотрел на него так им увиденный, и столь дивно запечатленный им Образ Христа.
После смерти Гусева какое-то время храм продолжала расписывать его дочь, а трапезную часть храма семейство Брягиных.