Никола Летний (также Никола вешний) – православный праздник в честь дня поминовения переноса мощей Святителя Николая Чудотворца в итальянский город Бари в конце XI века. Никола летний относится к числу непереходящих церковных праздников и ежегодно отмечается православной церковью 22 мая по новому стилю.
В православной традиции Николай Чудотворец считается одним из самых почитаемых святых, покровителем моряков, купцов и детей, а также защитником невинно осужденных.
Святитель Николай родился в греческой колонии Ликия (ныне Турция) около 270 года в семье состоятельных родителей-христиан. С раннего детства Николай был религиозен: изучал Писание, читал божественные книги, посещал литургии. Дядя святителя был епископом, он же рукоположил Николая в сан священника и поручил ему говорить поучения пастве. Прихожане полюбили нового пресвитера за его милосердие, внимательность к чужому горю и невероятную щедрость. Так, унаследовав состояние родителей после их смерти, святитель Николай раздал его нищим. Будучи скромным и кротким, святой стремился творить милостыню тайно и скрывал свои благодеяния.
Святитель Николай совершил паломничестве в Святую землю, посетив самые важные места жизни Спасителя. Вскоре по возвращении в Ликию Николай был избран епископом Мир Ликийский. Приняв архиерейский сан, святой остался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Но несмотря на свою смиренность и чистоту, святитель был ревностным и дерзновенным воином Христовой Церкви: он вел непримиримую борьбу с язычеством и ересью.
В течение своей жизни святитель Николай совершил немало чудес, за что и был назван Чудотворцем: он обличал несправедливость, спасал нищих, исцелял болящих и даже воскрешал усопших.
Достигнув глубокой старости, Николай Чудотворец мирно отошел ко Господу около 342-351. Мощи святого хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления.
Никола летний и зимний
В XI веке начались турецкие набеги на греческую империю: турки покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром. В 1087 году итальянские купцы, опасаясь осквернение святыни мусульманами, намерились перенести мощи святого из Мир Ликийских в город Бари.
Прибыв в храм, где покоились мощи святителя, купцы отправились к гробнице Чудотворца. Монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали чужестранцам помост, под которым была скрыта гробница святого. Один из монахов рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения перенести мощи и предложили им выкуп. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. Открыв гробницу, баряне увидели, что саркофаг наполнен благоухающим святым миром.
Ввиду отсутствия ковчега, баряне завернули мощи святого в верхнюю одежду и перенесли их на корабль. 21 мая корабли приплыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 22 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что вселяло еще большее благоговение к великому Угоднику. Через год в Бари была построена церковь во имя святителя Николая. Мощи Николая Чудотворца хранятся в этой церкви и сейчас – поклониться им могут все желающие.
Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, получило название праздника Николы Летнего, который отмечается 22 мая по новому стилю. В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах христианского мира он не был принят, ввиду того, что в средние века чествовали преимущественно местные святыни. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой даты, потому что потеря мощей Святителя была для нее печальным событием.
Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари было установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, упрочившегося почитания русским народом святителя Николая.
Николой Зимним (Холодным) в православной традиции принято называть день смерти святого Николая Чудотворца. Так же, как и Никола Летний, этот день относится к числу непереходящих и отмечается 19 декабря по новому стилю.
На Руси считалось, что в этот день Николай Угодник спускался с небес на оснеженную землю и путешествовал по русской земле, изгоняя темных духов.
Иконы Николы Угодника
В Русской Церкви особенно распространены два изображения Чудотворца: ростовой и поясной. Один из классических примеров ростовой иконы — фреска из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, написанная в начале XII века (хранится в Третьяковской галерее). На этой фреске святитель изображен в полный рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке.
На иконах поясного типа святителя изображают с закрытым Евангелием на левой руке. На Руси самый ранний из сохранившихся подобный образ относится к концу XII века. Иван Грозный привез его из Новгорода Великого и положил в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря (также хранится в Третьяковской галерее).
Также в иконографии святителя иногда выделяют иконы Николы Зимнего и Николы Летнего, соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «летний» — с непокрытой головой. На большинстве икон по сторонам главы Святителя Николая имеются также небольшие образы Господа с Евангелием и Пресвятой Богородицы с архиерейским омофором в руках.