Как и когда научить ребёнка читать? Как сделать это лёгким и радостным занятием? Как вести работу, чтобы познавательная мотивация росла день ото дня? Как организовать обучение, чтобы это приносило удовлетворение педагогу, родителям и самим детям?
На все эти вопросы ответила методист блока словесности образовательной системы «Русская Классическая Школа» Горячева Ирина Анатольевна и ведущие семинаров тренера-методисты Васильева Светлана Юрьевна (23 и 24 августа) и Коваль Татьяна Валерьевна ( 14 сентября). Семинары прошли в Приходском доме нашего храма.
Авторский курс Ирины Анатольевны по подготовке к школе, а также по русскому языку и литературе уникален. Он разработан и основан на методике К.Д. Ушинского с учётом возрастных и физиологических возможностей ребенка. Этот курс и был представлен на семинарах. Программа по подготовке к обучению чтению и письму детей четырёхлетнего возраста не ставит перед учителем задачу научить ребенка читать. Но к концу учебного года, ребенок в игровой форме начинает читать и печатать слова. Предлагаемая программа для четырёхлеток позволяет грамотно, органично и планомерно осуществлять умственное, речевое, эстетическое развитие дошкольника, стимулировать его творческие способности и познавательные интересы. С одной стороны, выполняются чисто практические задачи: обучение грамоте и письму, формирование навыков чтения и письма, подготовка ребёнка к школе. С другой стороны, происходит погружение в сферу детских интересов и представлений. Такой подход позволяет объединить в сознании ребёнка учёбу и жизнь, порой так искусственно расчленяемые сегодня слишком рациональными методическими подходами, построить обучение через постижение действительности и тем самым сделать жизненным сам процесс учения. Это происходит естественным путём, через активизацию личностного опыта ребёнка, а не через сообщение ему готовых знаний, требующих от него только пассивного запоминания; через последовательное развитие мышления: от конкретно-образных ощущений и переживаний окружающей реальности, через наглядно-образное восприятие предметов и явлений действительности к первичным системным представлениям о предметных знаниях, картине мира и жизни.
Вот как говорит о самом курсе автор Ирина Анатольевна: «Мы отдаём предпочтение не скорости, а качеству. Читая, ребёнок, прежде всего, должен получить пищу для ума и сердца, воспринять образ, стоящий за словом. Чтение нашей Азбуки для дошкольников должно сопровождаться обсуждением прочитанного. В методических разработках дано множество «зацепок», вовлекающих сознание ребёнка в осмысленную деятельность. Яркому, образному запечатлению сути слова особенно способствуют этимологические экскурсы. Именно они раскрывают «следы сознания», отпечатавшиеся в слове. Поскольку «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще», обучение «…строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком». Беседы сопровождаются привлечением дополнительных наглядных материалов. «…Для того чтобы приучить детей к сознательному чтению, — им посредством вопросов объясняют содержание читаемого, показывают предметы, если можно их показать…
Лекторы семинаров подробно и профессионально рассказали об авторском курсе Горячевой И.А. по подготовке детей к школе по программе «Русская Классическая Школа». Более 130 учителей и родителей из разных уголков страны посетили семинары в эти дни. Слушатели узнали об особенностях предлагаемой методики обучения грамоте. Это — активное развитие фонематического слуха детей, позволяющее гармонизировать деятельность слуховых и речедвигательных анализаторов головного мозга детей, помочь им воспринять звуковую сторону языка, осознать смыслоразличительную функцию звуков. Данная методика предлагает в течение длительного времени обучать чтению слов по буквам, чтобы дети прочно освоили позиционный принцип русской графики. Конечное требование — чтение целыми словами, соответствующее орфоэпическим нормам, позволяющее полноценно воспринять смысл прочитанного.
Построение урока чтения
1. Звуковые упражнения. Для формирования фонематического слуха даны комплексы звуковых упражнений. Подробный перечень указан во введении к методичке, а в поурочных планах написаны конкретные задания, которые дети должны выполнить на уроке. В методическом пособии даны упрощённые транскрипции. Они предназначены только для педагога.
2. Изучение буквы.
3. Чтение Азбуки.
4. Письмо слов с изученной буквой, взятых из Азбуки.
Программа для дошкольников также включает в себя каллиграфическое рисование, выполнение орнаментов и письмо на поверхности с графической сеткой, что позволяет не только научить детей красиво и аккуратно писать, но и развивает художественный вкус. А также прописи с начертанием элементов букв, слов и предложений. Обучение письму начинается с работы на графических, расчерченных «в ячейку» дощечках, где линии повторяют разлиновку будущих тетрадей. «Ячейки» задают пропорции, наклон, служат ориентиром для ещё несформировавшегося глазомера и неокрепшей детской руки. Отдельный вид работы – с поверхностью «в клетку», где дети изображают узоры, орнаменты, наблюдают закономерности повторения деталей, что способствует развитию логики, мышления, создает представление о мерности пространства, включая до числовой период. Благодаря этой методике, дети осмысленно читают, красиво и грамотно пишут, владеют устным счётом.
С большим интересом на семинарах педагоги и родители изучали методику «Русской Классической Школы» по подготовке детей к школе.
Участники писали в своих отзывах, что семинар помог им понять многие моменты в методике преподавания, структурировать информацию:
— «На этом семинаре были развеяны мои сомнения относительно «Чтения по догадке» (Наталья Боганова);
— «Многие вопросы прояснились! «Подушечки» теперь не страшны» (Екатерина Авдеенко);
— «Море полезной информации! В голове появилась чёткая структура всего образовательного процесса у дошкольников» (Светлана Сергеева);
— «Семинар очень помог, всё разложилось по полочкам. Очень рада, что российское образование возвращается к своим истокам, надеюсь, что данная программа получит широкое распространение и в обычных школах» (Анна Воронина).
Также звучали слова о самой программе для дошкольников, о методическом труде в целом:
— «Программа понравилась, ложится на сердце как естественная и гармоничная, составлена понятно, тщательно, не вызывает сомнений. Уже по нескольким занятиями с четырёхлетними детьми я увидела, что она работает, дети схватывают знания, затруднений нет. Самому педагогу вести занятия интересно» (Ольга Нурдинова);
— «Методика проведения занятий самая правильная! Счастливы те дети, которые учатся по этой программе. Методический материал изумительный» (Тамара Телегина);
— «Как приятно, что у нас в стране есть такие неравнодушные и необычайно эрудированные методисты» (Галина Грибкова).
Многие говорили об особенной атмосфере на семинаре, которая вдохновляет учить детей и учиться самим:
— «Эмоциональная атмосфера была очень тёплой и доверительной» (Елена Левина);
— «Живая атмосфера, присутствие Ирины Анатольевны — всё было очень приятным сюрпризом. Прекрасная подача материала живым и эмоциональным языком» (Екатерина Короткова);
— «Каждый раз получаю на занятиях по подготовке деток массу положительных эмоций, желание совершенствоваться дальше и работать по силам!» (Галина Грибкова);
— «Открылся новый мир. Этот семинар вдохновил меня на обучение собственных детей по этой программе и стремление преподавать её другим детям» (Анастасия Барминова).
Традиционно участники отмечали добрыми словами благодарности организационную составляющую семинара, отношение к присутствующим, делились общими мыслями и впечатлениями:
— «Я получила огромное удовольствие от посещения семинара. Раньше я работала с детьми из детских домов, но решилась на работу в школе. В университете нам давали в пример программу «Школа России», но там, куда я пришла, нужно знание РКШ. Когда я пришла на семинар, думала, что не смогу понять все нюансы, но прекрасный лектор развеяла все сомнения, вселила уверенность и ответила на многие терзающие меня вопросы. Приятная атмосфера и отзывчивые коллеги, от которых я получила много опыта» (Татьяна Кривоспицкая);
— «Очень приятно, что организуются такие замечательные семинары, тем более бесплатные. Огромная благодарность настоятелю отцу Роману Богдасарову за поддержку таких важных мероприятий. Спасибо за силы, терпение, которые вкладываются не только в семинары, но и в учебные материалы… Это был сильный, интересный семинар, после которого хочется трудиться всё больше и усерднее. Замечательные тренеры-методисты и организаторы. Чудесные пособия, тёплый и душевный приём. В течение семинара мы с супругом переглядывались и делились друг с другом своими впечатлениями. Мы очень довольны!» (Анастасия Владимирская);
— «Талантливый лектор, внимательно работает с аудиторией, подробно отвечает на все интересующие вопросы. Чувствуется колоссальный опыт за плечами, спокойный, уверенный подход и вера в своё дело. Семинар прикладной, все знания, полученные в ходе обучения, помогают более глубоко понять программу РКШ, показывают подводные камни в работе с детьми, повышают осознанность. … Благодарю организаторов за прекрасные условия и чуткий подход» (Екатерина Миненкова);
— «Участие в семинаре дало мне множество полезных знаний о программе РКШ, несмотря на то, что я много раз просмотрела видеоматериалы и прочитала методические пособия. Работа группы велась на семинаре активно; очевидно, сколь животрепещущие вопросы обучения поднимались и обсуждались. Здесь собрались люди неравнодушные, желающие глубоко погрузиться в тему образования. <…> Организация на высоком уровне — раздаточные материалы, видеоролики, перерывы на чай…» (Вера Пономаренко).
— «В очередной раз с благодарностью к настоятелю и организаторам посещаю семинары при храме Зосимы и Савватия Соловецких. На этих семинарах всегда высокий профессиональный уровень, гостеприимно, уютно и хлебосольно» (Тряпицына Татьяна).
Благодаря программе «Русская Классическая Школа» у ребёнка развиваются такие положительные качества как внимательность, старательность, усердие, ответственность, чувство прекрасного, уважительное отношение к старшим, желание учиться, познавать и любить мир. Слава Богу, что благодаря таким семинарам по стране всё больше школ открывается по этой уникальной программе!