Перед началом нового учебного года на территории храма Зосимы и Савватия по приглашению настоятеля отца Романа Богдасарова и руководителя Центра «СЛОВО» Татьяны Георгиевны Розе состоялось представление авторской школы «Русская Каллиграфия и Вязь». В лекционном курсе участвовали: основатель и руководитель, врач высшей категории, художник-график каллиграф, Аруцев Юрий Иванович и его коллега Евгения Леонидовна Жерихина.
Двухдневный семинар общей продолжительностью 18 часов был предельно насыщенным актуальнейшими вопросами образования детей начальной школы. Особое внимание было уделено таким жизненно важным вопросам воспитания и образования, как «Физиология письма» и «Базовое образование ребёнка» – понятия, впервые вводимые в научный оборот.
Также были представлены темы:
- «Утраты русской педагогической школы»
- «Эволюция разрушения общего образования в России методом специализации общеобразовательных школ»
- «Базовое образование учащихся в начальной школе»
- «Влияние каллиграфии на психическое и физическое состояние детей и взрослых, переживающих длительный стресс»
- «Физиология детского возраста и влияние нарастания скорости обучения на психическое и физическое здоровье детей»,
- «О необходимости возврата предмета «чистописание» в начальную школу России»
- «Функционально правильное пространство как необходимое условие сохранения здоровья детей»
- «Воспитательный потенциал семьи»
- «Планирование дня школьника как основа успешного обучения»
- «Семья за круглым столом: совместное решение жизненно важных и повседневных задач»
- «Что необходимо знать матери, воспитывающей мальчика»
- «Экспертиза прописей и пишущих принадлежностей, выпускающихся для учащихся начальной школы».
Юрий Иванович все темы выстроил в отдельный лекционный курс своей школы, который по мере необходимости преподаётся на уроках чистописания, либо самостоятельно, и представляется коллегам с нравственных основ русской национальной культуры. Ни одна из них, к великому сожалению, не рассматривается в современной России.
Историческая справка:
В прошлые века и вплоть до конца 70-х гг. XX в. в начальных классах общеобразовательных школ учащиеся писали сначала хорошо отточенным карандашом, а уже затем стальным пером и чернилами. У детей не только вырабатывались навыки красивого, аккуратного письма, но и, что самое главное, воспитывались усидчивость и терпение, основы самодисциплины и самоуважения.
Через отношение к красивому, аккуратному письму формировалось отношение к родному языку, родной речи. Именно этим можно объяснить очень высокие требования к красоте письма, чистописанию, предъявляемые в школах России.
Юрий Иванович рассказал, что за десять лет активной деятельности авторской школы им и его коллегам, был получен бесценный опыт преподавания русского национального письма, что нашло отражение в методических рекомендациях, регулярно издаваемых его педагогическим коллективом. Часть изданий была преподнесена в дар Центру «Слово».
Юрий Иванович поделился впечатлениями пребывания у нас на территории храма:
Вечером первого дня, после девятичасового, почти непрерывного лекционного курса, мы были на службе в храме святых преподобных Зосимы и Савватия, укрепляясь в Вере и в Силе. Главную роль в этом сыграло радушие, приветливость и гостеприимство настоятеля о.Романа и Татьяны Георгиевны, и её коллег по Центру «Слово». Размещение, питание, небольшая экскурсия по школе, регламент работы и отдыха были безупречны.
Общение же с учителями, как Центра «Слово», так и приехавшими на семинар из других городов, было весьма полезным и взаимообогащающим, что невозможно переоценить, понимая опыт практической работы и теоретической подготовки всех участников столь масштабного мероприятия.
На следующий день семинар открыл отец Роман, благословив нашу общую работу. В приветственном слове он особо подчеркнул необходимость сохранения русских педагогических традиций именно сегодня, когда наше Отечество подвергается реформам и изъятию национальных ценностей.
Второй день семинара оказался не менее насыщенным и плотным, чем первый. Время уходило очень быстро, а материал необходимо было подать ясно и глубоко. Значимость того, о чём мы вели разговор, оказалась столь велика, что даже непродолжительные перерывы для восстановления сил и голоса, незаметно превращались в продолжение семинара.
По ходу изложения материала педагогами задавалось большое количество вопросов, касающихся физиологических основ процесса письма, состояния психической сферы ребёнка в различные периоды его обучения в начальной школе, положения рук на столе, пальчиков, удерживающих ручку, обучение письму детей-левшей и многие другие.
Особый интерес вызвали темы воспитания мальчиков матерями в неполной семье и воспитание ответственности ребёнка перед семьёй.
Рабочий день очень быстро подходил к своему завершению, и нам необходимо было прощаться, чтобы успеть на вечерний поезд.
Мы уезжали с грустью несказанной, но с теплом в душе и верой в скорую встречу, с профессиональным и просто человеческим удовлетворением от проделанной большой и нужной работы, с чувством искренней признательности и благодарности всем, кто нас поддерживал, внимал нашему слову, окружал заботой и вниманием по русским православным традициям. Храни Господь вас и вашу школу, ваш приход!
До новых встреч!
С БОГОМ!
Юрий Иванович Аруцев,
врач-эксперт высшей категории, педагог дополнительного образования, художник-каллиграф. Основатель Ярославского историко-родословного общества (2001) и авторской школы «Русская Каллиграфия и Вязь» (2009), писатель и общественный деятель.
Очень тепло и искренне отозвались и коллеги:
В августе я принимала участие в представлении авторской школы Ю.И. Аруцева «Русская каллиграфия и вязь» в центре «Слово» на территории прихода храмы Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново (район в восточной части Москвы).
В течение двух дней проходил семинар, объединивший в единое целое темы, которые разрабатываются и оцениваются, переосмысливаются Юрием Ивановичем: «Утраты русской педагогической школы», «Формирование функционально правильного пространства на успешность обучения, сохранение здоровья подрастающих поколений», «Воспитательный потенциал семьи», «Физиология письма», «Что необходимо знать матери, воспитывающей мальчика» и другие важные темы.
Семинар произвел ошеломление, не смотря на то, что многие из озвученных тем я слышала ранее. Выстроенная в единую систему подача материала удивила своей логичностью, продуманностью и глубиной.
Думаю, среди слушателей не осталось равнодушных к освещенным вопросам, имеющим особую актуальность в наше время.
Отдельное спасибо хочу сказать организаторам мероприятия за гостеприимство, техническую поддержку и полное сопровождение в течение этих двух дней.
Жерихина Евгений Леонидовна,
педагог дополнительного образования авторской школы Ю.И. Аруцева«Русская каллиграфия и вязь»,
г. Ярославль.
На семинаре присутствовало более 40 учителей из Москвы, Казани, Истры, Нижнего Новгорода, Московской области.
С чувством великой благодарности, слушатели внимали разносторонним лекциям Юрия Ивановича. Ведь Юрий Иванович Аруцев является врачем-экспертом высшей категории, педагогом, признанным мастером рукописного письма, исследователем и историком в области родословия и генеалогии, писателем и общественным деятелем, чей труд на поприще педагогики отмечен Почетной Грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации и областной премией « За нравственный подвиг учителя».
Вашему вниманию представляем запись 2х дневного семинара проходившего на территории нашего храма. Там найдете для себя много полезного и интересного в деле обучения и воспитания детей. От специалиста, профессионала и просто очень талантливого человека.
Приветственное слово настоятеля храма к участникам семинара:
День первый:
День второй: