Память преставления Святителя Николая Мирликийского

19 декабря Святая Церковь празднует день преставления святителя и чудотворца Николая, которое произошло в 345 году.

Родившись в малоазийской провинции Ликия в семье благочестивых родителей-христиан, с малых лет будущий святитель проявил себя богобоязненным и духовно одаренным ребенком.

По прошествии достаточного количества времени, которое отрок и юноша Николай посвящал чтению Священного Писания и изучению духовных дисциплин, он был поставлен во чтеца, затем рукоположен во пресвитера и через недолгое время был избран епископом ликийского города Миры.

Епископская хиротония и начало служения святителя Николая пришлись на трудные для Церкви годы правления римских императоров Диоклетиана и Максимиана, которые были жестокими гонителями Христовой веры. Лишь после знаменитого Миланского эдикта 311 года о веротерпимости по отношению к христианам появилась возможность беспрепятственно исповедовать веру во Христа, хотя до полного Торжества Православия было еще далеко.

В это время святитель Николай прославился своей ревностной борьбой против язычества и, в частности, он приложил немало усилий к уничтожению капища греческого идола – богини Артемиды в Мирах.

Благоприятное настроение власти по отношению к христианам и долгожданное ощущение внутренней свободы для одних послужило поводом к духовному росту и самосовершенствованию, а для других стало камнем преткновения и послужило импульсом к духовной разнузданности.

Лжеучение пресвитера Ария, отводившего Господу Иисусу Христу подчиненное место по отношению к Богу Отцу и утверждавшего отсутствие единосущности Отца и Сына, вызвало справедливое порицание со стороны православных отцов Церкви и было осуждено на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году.

На этом соборе, движимый особой ревностью о чистоте православного вероучения и пламенея любовью ко Христу, епископ Николай решительно пресек злохулительство священника Ария, запечатав властной рукой его нечестивые уста. За это святитель был подвергнут прещениям, но Сам Господь и Божия Матерь, явившись некоторым отцам Собора, восстановили справедливость в отношении святителя Николая.

Являясь несгибаемым блюстителем чистоты Православия и борцом с языческими и еретическими заблуждениями, святитель Николай оставался для своей паствы милостивым отцом и скорым помощником.

Из жития святого угодника Божия мы узнаем о его отзывчивом сердце и внутренней скромности и смирении. Умиление и благодарность вызывает история о его деятельной помощи бедному семейству: отец смог выдать замуж и устроить будущее трех своих дочерей благодаря трем узелкам со златом, которые втайне святитель подбрасывал ему в открытое окошко дома.

Невозможно без духовного трепета вспоминать и удивительные случаи избавления Николаем Чудотворцем от неминуемой смерти невинных людей. До нас сквозь века дошли два ярких случая спасения от гибели – трех несправедливо осужденных на казнь жителей города Миры и трех военачальников, оклеветанных перед императором и ожидавших беззаконной расправы. Со свойственной ему энергией, святитель Николай в одном случае остановил занесенную для удара руку палача, а в другом случае явился во сне императору и клеветникам, строго повелевая освободить невиновных. Известно также о чудесном спасении моряков во время бури, по молитве святителю Николаю.

После блаженной кончины святителя его мощи были прославлены особым благодатным даром – мироточением.

Не поддаются исчислению чудеса святителя Николая, явленные после его блаженной кончины: помощь утопающим, спасение из плена, исцеления от тяжких недугов, защита от нападений врагов. В народной памяти по всему православному миру и за его пределами святитель Николай прославляется как чудотворец и скорый помощник во всех нуждах и бедах.

Но одно событие и чудо связанное с ним, стоят особняком в летописи благодатных деяний святителя, явленных на Русской земле.

В 1956 году, в городе Самара в одном из деревенских домов на окраине города собралась молодежь, чтобы отпраздновать наступающий Новый год. Естественно, в годы хрущевского правления, когда обещалось показать по телевизору «последнего попа», в массе своей люди были настроены безбожно. 

Не отличались от своих сверстников и молодые ребята и девушки, собравшиеся в доме своей подруги Зои. Только верующая мать, почуяв сердцем неладное, отговаривала свою дочь от гуляний и плясок в постное время, до наступления праздника Рождества Христова.

Молитвами матери ухажер Зои по имени Николай в этот вечер никак не появлялся, и юной комсомолке не с кем было выйти на танец. С каждой минутой в ней все сильнее закипали гнев и зависть – ведь она видела, как веселятся под громкую музыку ее товарищи, но сама не могла войти в этот безудержный хоровод человеческих тел.

Наконец, страсти в ее душе дошли до своего апогея и, как бы повинуясь чужой воле, она сорвала из красного угла в комнате матери фамильную реликвию – икону святителя и чудотворца Николая, и с вызовом в голосе крикнула: «Раз нет моего Николая, пусть этот Николай со мной танцует!».

Даже отъявленные безбожники-комсомольцы с ужасом наблюдали, как охваченная протестным настроем Зоя начала танцевать модную в то время плясовую, держа в руках чудотворный образ Николы. Мать, стоя на коленях перед опустевшим иконостасом, со слезами молилась угоднику Божию за свою обезумевшую дочь.

Внезапно громкий шум и вспышка яркого света поразили всех в комнате, где начался кощунственный танец. Когда присутствовавшие пришли в себя, то увидели посреди комнаты Зою, которая стояла неподвижно, прижимая к себе икону святителя Николая.

Ноги Зои как бы приросли к полу, руки не разгибались – она как бы замерла и окаменела, по-прежнему держа икону святителя Николая в руках. Весть о происшедшем быстро разнеслась по городу и многие стали приходить, чтобы самим убедиться в произошедшем чуде. Но вскоре милиция оцепила дом и доступ для посещавших был закрыт. Однако, сами стражи порядка рассказывали, что слышали, как по ночам Зоя с неподвижными губами стонала: «Мама, молись! В грехах погибаем, молись!».

Попытки медиков и следователей что-то сделать с невольной столпницей ни к чему не привели. Окаменевшая кожа девушки не давала сделать никакого укола, а сдвинуть ее с места не могли даже несколько крепких мужчин. Люди в городе собиралось в толпы под окнами дома, чтобы хоть издали увидеть чудо. Многие начинали молиться, некрещеные спешили в православный храм принять крещение, снявшие «по идеологическим соображениям» свой нательный крестик вновь одевали его на себя.

Так продолжалось больше недели. Лишь после Великого праздника Рождества Христова одному священнику, отцу Димитрию Тяпочкину, будущему всероссийскому старцу архимандриту Серафиму, удалось после совершения молебна забрать из рук Зои икону святителя Николая. 

Сама страдалица по своим грехам осталась недвижимо стоять до праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день к ней, минуя милицейские кордоны, прошел удивительный старичок. Он обратился к Зое со словами: «Ну что, устала стоять?». Бывшие в доме свидетели заглянули в комнату через некоторое время в комнату Зои, но седовласого дедушки не смогли найти. Тогда все поняли, что это приходил сам святитель Николай. С этого момента началось восстановление естественного состояния Зои, стали возвращаться упругость кожи и подвижность мускулов.

Спустя несколько дней, на праздник Пасхи Господней, Зоя вновь призвала всех к покаянию в своих грехах, напоминая собравшимся о вечности адского мучения для грешников. В самый день Воскресения Христова зоино стояние окончилось и ее смогли уложить в постель. После всего перенесенного Зоя уже не могла оставаться прежней комсомолкой-атеисткой, ее внутренний мир преобразился и свои дни она окончила как истовая православная христианка.

Так, по предстательству святителя и чудотворца Николая в безбожное советское время тысячам людей было явлено чудо во укрепление веры и помощь всем тем, кто сбился с истинного пути. Особенно сильно повлияло это чудо на молодежь, показав наглядно, куда может завести протест против родительского благословения и Божиих заповедей.

Вспоминая о великих чудесах и особом попечении святителя Николая о Земле Русской, будем соборно молиться: «Святителю отче наш Николае, моли Бога о нас!».

о. Роман Богдасаров

Елоховский собор

19 декабря 2019 года