Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский, родился 2 марта 1878 года в Москве в семье настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Вешняки – нынешний район Вешняки – митрофорного протоиерея Константина Зверева.
Маленький Василий, будущий архиепископ Петр, помогал своему отцу, когда тот служил в Вешняковском храме, о чем вспоминал в течение всей своей жизни. Стоит отметить, что отец Константин описал подробно историю Успенского храма в селе Вешняки в статье «История храма» в Московских церковных ведомостях №8 за 1892 год..
В 1895 году Василий Константинович окончил гимназию. Далее обучался на историко-филологическом факультете Московского Университета.
В 1900 Василий был пострижен в монашество с именем Петр. В том же году был рукоположен в иеромонаха.
В 1902 году окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, защитив кандидатскую работу на тему «Экзегетический анализ первых двух глав послания апостола Павла к Евреям». В том же году становится преподавателем в Орловской духовной семинарии и московским епархиальным миссионером.
С 1903 года иеромонах Петр назначается во Владимирский храм при Московском епархиальном доме и епархиальным миссионером. С 1906 года – инспектор Новгородской духовной семинарии, назначенный по рекомендации митрополита Московского Владимира (Богоявленского) – будущий священномученик Владимир, митрополит Киевский. Однако это назначение стало причиной нападок на будущего святого. Но чистая жизнь свидетельствовала лишь о том, что все злословия являются ложью.
В 1909 году отец Петр был назначен настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в селе Белево Тульской губернии. 8 августа 1910 года возведен в сан архимандрита. В эти годы, когда жизнь христиан становилась все греховнее, а безбожие становилось обыденным, будущий священномученик говорил: «И как не быть смертоносным язвам в стране нашей, когда мы отступаем от Бога и навлекаем на себя Его праведный гнев?! Еще удивляться надо безмерному долготерпению Божию, что Он милостиво карает нас, надо горячо благодарить Его, что не погубляет нас окончательно… Покаемся же и исправимся, и обратимся к Богу, от Которого отступили!»
В 1916-1917 гг. – проповедник на фронте.
В 1917 году назначен настоятелем Свято-Успенского Желтикова Тверского монастыря. Здесь же он содержался некоторое время под арестом ЧК в 1918 году, но вскоре был отпущен.
14 февраля 1919 года собором епископата во главе с Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Петр был рукоположен во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии.
В мае 1921 года Владыка Петр был арестован и обвинен «в разжигании религиозного фанатизма». Сначала епископ был отправлен в Москву, где поочередно содержался в Бутырской и Таганской тюрьмах, а также на Лубянке. Затем он был отправлен в Петроград. Но благодаря заступничеству верующих людей, 4 января 1922 года был освобожден.
С января 1922 года – епископ Старицкий, викарий Тверской епархии.
Владыка проявлял смирение во всем. Он благоговейно относился к каждому, кто к нему обращался, невзирая на социальное положение в обществе. Служил чаще всего по священническому, а не по епископскому чину, что его сильно отличало от епископата того времени.
Летом 1922 года выступил со Словом, в котором резко осудил Обновленческий раскол, который был создан искусственно советскими властями для разрушения Русской Православной Церкви изнутри. 24 ноября 1922 года епископ Петр был арестован и сослан в Туркестан, где прожил два года. Там он заболел цингой и лишился зубов. В 1924 году Владыка был освобожден, после чего вернулся в Москву.
16 июля 1925 года местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Петром (Полянским) был отправлен в Воронеж, чтобы помочь престарелому митрополиту Владимиру (Шимковичу). Однако официального назначения тогда на кафедру не получил.
В январе 1926 года, по просьбе православных верующих, вместо скончавшегося Владыки Владимира, епископом Воронежским был назначен святой Петр с возведением в сан архиепископа.
В Воронежской епархии Владыка Петр был почти «вторым Златоустом», прославился своими проницательными проповедями. Многие священнослужители, ушедшие в обновленческий раскол, стали возвращаться в лоно Русской Церкви именно благодаря усилиям и проповедям Воронежского Владыки. При святом в храмах распространилось всенародное пение во время богослужения, что любил исповедник за веру Христову. Однако это взволновало советских властей, которые стали время от времени вызывать Воронежского архипастыря в милицию. Тогда люди стали переживать за своего пастыря и начала возмущаться частыми вызовами архиерея к властям.
Ночью 29 ноября 1926 года Владыка был арестован. Возможно, ночной арест можно объяснить тем, чтобы никто из верующих не смог помешать властям. Воронежский архиепископ был обвинен в распространении контрреволюционных слухов и в недоверии советской власти, однако ни одно обвинение против себя не подтвердил и все опроверг. 22 марта 1927 года приговорен к 10 годам лагерей за «контрреволюционную деятельность».
Был отправлен в Соловецкий лагерь, который располагался на месте оскверненного Соловецкого монастыря. Там он исполнял обязанности счетовода на продовольственном складе. У Владыки Петра была возможность совершать богослужение в храме святого Онуфрия Великого, который чудом уцелел, при этом располагался в удобном для святого месте. В это время Воронежский архиерей написал акафист святому преподобному Герману Соловецкому.
Возглавлял тайные богослужения. По свидетельству тех, кто отбывал срок вместе с архиепископом Петром, Божественную Литургию совершали прямо на груди Владыки после того, как у них отобрали антиминс. Вскоре священномученик был отправлен в штрафной изолятор на Заяцких островах.
В лагере священномученик заболел тифом, и в январе 1929 года был помещен в тифозный барак, который располагался на острове Анзер в Голгофо-Распятском скиту. Спустя две недели, 7 февраля 1929 года, священномученик Петр скончался. Перед этим он написал на стене барака: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает». Начальник 6-го отделения сначала дал разрешения священникам похоронить архиепископа отдельно, а не в общей могиле, но потом поменял свое решение, и тело святого было положено вместе с другими умершими и засыпано еловыми ветвями. Пастыри нашли тело своего архиерея, облачили по сану и погребли за алтарем Воскресенского храма. На месте погребения был поставлен православный крест. В официальной справе Управления соловецких лагерей о смерти заключенного Владыки было написано: «УСЛОН сообщает, что 7 февраля с.г. умер закл. ЗВЕРЕВ Василий-Петр Константинович, осужденный Коллегией ОГПУ 4/4-27 г. по 58/6 ст.УК, сроком на ДЕСЯТЬ лет, начало срока с 28/XI-26 г.»
17 июня 1999 года были обретены святые мощи священномученика Петра. Во время обретения было обнаружено, что кости святого были чисто белого цвета, хотя у умерших от тифа кости черные.
В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви канонизирован в лике священномученика. Глава святого почивает в Соловецком монастыре, а сами святые мощи – в Алексиево-Акатовом мужском монастыре Воронежа. С сентября 2015 года частица мощей священномученика Петра постоянно пребывает в Вешняковском Успенском храме.
Дни памяти: Собор Новомучеников и Исповедников Российских, 7 февраля, 17 июня.