Слово духовника Соловецкого монастыря архимандрита Германа

13 марта 2019 года духовник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Герман обратился с пастырским словом к собравшейся братии, прихожанам и паломникам обители.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В субботу сыропустную Святая Церковь празднует память всех преподобных отцев в подвиге просиявших. Среди них мы вспоминаем преподобного Исаию отшельника, который жил и подвизался в безмолвии в египетском скиту. В его поучениях есть очень много полезных примеров не только для иноков, но и для мирян.

Мы с вами сейчас переживаем особое время – время покаяния, когда человек или решается прыгнуть до самого неба, или остаётся внизу, на земле. Великий пост столь продолжительный, что перед человеком открываются все возможности взойти горе, если он того желает. Это время не может пройти незаметно для подвижника духа, потому что в песнопениях Постной триоди в полноте раскрывается сущность аскетической жизни, центр которой – покаяние. Чтобы уразуметь, как приступить к делу покаяния – изменения своего подхода к жизни, обратимся к 7-му слову аввы Исаии:

«Сказал авва Исаия: “До сих пор я вижу, что похож на блуждающего коня, у которого нет хозяина, и кто найдёт этого коня, садится на него, а когда отпускает его, другой ловит его и на него садится”».

Чтобы лучше понять слова преподобного отца Исаии, обратимся к современному истолкователю его слов старцу архимандриту Эмилиану, который в самом начале своей монашеской жизни подвизался в Метеорах, а впоследствии на Святой горе Афонской. Там он духовно возмужал и приобрел подвижнический опыт, необходимый, чтобы правильно понимать слова аввы Исаии. Вот как он рассуждает об этом изречении.

«Сказал авва Исаия». Начало этого изречения указывает на то, что некоторые слова аввы Исаии были посланиями, адресованными его чадам, а другие – наставлениями, которые он произносил в тесном, можно сказать, семейном кругу, обращаясь к двум-трем своим ученикам. Он был очень простым человеком, и его слова исходили из его собственного повседневного опыта.

«Идет время, и я достигаю зрелости, – говорит авва Исаия, – и вот, наблюдая за собой, я вижу, что похож на коня, блуждающего там и сям, потому что у него нет хозяина, который бы им управлял. Кто находит этого коня, садится на него и после того, как поездит на нем сколько хочет, отпускает его, и его ловит другой, когда увидит, что он бродит один по дорогам и пустынным местам».

Эти примечательные слова аввы Исаии показывают нам, до чего доводит человека грех. Человек создан свободным, а грех сделал его ни на что не годным, искалечил, превратил в духовного евнуха, лишил его даже малейшей, так сказать, возможности управлять самим собой, овладел его личностью. Таким образом, человек думает одно, хочет другого, а делает третье, как говорит апостол Павел (Рим 7. 15–16). И в конце концов, он становится блуждающим конем и ни сам не может владеть собой, ни другой не может им распоряжаться, потому что никто не в силах лишить его самовластия. Он похож на потерпевшего кораблекрушение человека, которого волны страстей и демонских стремлений одна за другой бьют изнутри и снаружи и несут куда захотят. И в особенности, когда человек думает, что сейчас он чего-то хочет, это оказывается именно тем, чего он не хочет. И когда он совершает что-то в уверенности, что действуют самостоятельно, тогда скрывающийся в траве змий толкает его к гибели, это может быть демон, страсть или что-то подсознательное.

Так человек становится бесноватым, скитающимся по пустыне (Лк 8. 29). Бог не может ему помочь, потому что не отнимает у человека дар самовластия – дар свободы воли, который дал ему при творении. Даже если этот человек не пользуется им, как должно, Бог никогда не возьмёт этот дар обратно. Не может отнять это дар и кто-то другой. Ты можешь плакать о человеке, страдать, молиться о нём, умолять его, падая ему в ноги. Но если он сам не захочет встать, если не будет иметь внутреннего побуждения, горячего расположения к этому, если он не возжелает освободиться от власти греха – единственного владыки, который им управляет, – то ты не сможешь сделать для него совершенно ничего. Твои слезы, труды, страдания – всё пропадет даром. Если уж крест Самого Христа не может помочь ему, то тем более человек. Ничтожные попытки собрата не помогут ему стать выше себя самого.

В общем, тот, кто находит человека, у которого нет хозяина, садится на него. И находит его, во-первых, бес: сегодня – бес гордости, завтра – бес блуда, послезавтра – бес гнева. Бесы соревнуются друг с другом, кто первым вскочит на этого коня, не имеющего хозяина. Вопль такого человека, плач его сердца и совести раздаётся повсюду, но он не может прекратить свои блуждания.

Во-вторых, на него садится множество людей: те, кому это выгодно…

Ужасный образ развращенных людей может быть перенесён на любого человека. Причем теперь для этого даже не нужен личный контакт, человеку может быть внушено что угодно через средства массовой информации и компьютерные сети. Ложь, слухи, новости из газет или журналов, – всё это приобретает над человеком власть, потому что человек настолько немощен, что ничего из этого не проходит для него без следа.

По этому поводу святые отцы подчеркивали, что человек должен быть мертвым для греха, чтобы ничего чуждого заповедям не воспринимать, и чтобы никто не мог им управлять. Поэтому нам нужно отрешиться от себя, то есть проявить силу воли, предать себя Богу и стать поистине свободными.

«Сказал ещё авва Исаия: “Я похож на человека, которого враги, схватив и связав, бросили в ров нечистотами, и, если он начинает вопиять к своему Господу, они осыпают его ударами, чтобы он замолчал”».

Авва Исаия дополняет предыдущую мысль и показывает своим чадам, какому мучению они подвергнутся, если с самого начала своей духовной жизни не будут двигаться вперёд энергично и с постоянством.

Приведём один простой пример, который можно наблюдать в миру, а иногда и в монастырях.

Люди имеют привычку празднословить. Если они увидят, что кто-то серьёзен и не вступает с ними в праздные беседы, они говорят: «Он решил стать святым!» Как будто и они не хотят стать святыми… Своим поведением им удается так подавить этого человека, что он не решается больше появиться ни в одной компании. А если появится, то почувствует, что должен быть в разговоре первым, то есть первым в грехе, для того чтобы иметь возможность находиться рядом с этими людьми.

Приведём ещё один пример из мирской жизни. Когда кто-то живёт непорочно, то о нём говорят, что он ведет себя неестественно, противоестественно, ненормально. А когда человек живёт в грехе, то говорят, что это естественно. Люди извращают всё, сажают человека в такое болото своих рассуждений, мерок, представлений, что он уже не может из него выбраться. Что бы он не делал, он обнаруживает, что враги повергли его в ров с нечистотами, из которого он не может выбраться. И не только выбраться, но даже возопить ко Господу он не может.

Как ему возопить, когда враги осыпают его ударами, бьют нещадно, чтобы заставить замолчать? Даже самые близкие его родственники и друзья становятся первыми врагами: они мучают его, не давая поднять глаз, заплаканных или иссохших от того, что у него долго не было слез, потому что они не хотят, чтобы он говорил с Богом. Они постоянно наносят ему новые раны, и его готовность покаяться становится поводом к тому, чтобы ему ещё глубже впасть в грех.

И в конце концов человек замолкает, а это значит, что он отчаивается. Он не верит, что есть надежда на исправление, а потому он примиряется со своей жизнью, пребывая в нерадении. Усыпляя свою совесть, человек предпочитает жить так, как он привык, лишь бы его не били ещё больше.

И действительно, когда мы хотим подняться, покаяться, не просто исповедаться, но коренным образом измениться, кратчайшим путем пойти к Богу, то у нас возникает чувство, что это необычайно трудно, очень тяжело и опасно, и мы говорим: «Не знаю, что-то мне дальше жизнь принесёт». При этом мы прекрасно знаем, куда ведет путь изнеженности и греха. В общем, мы привыкли к своим ранам, к зловонному болоту, в котором мы погрязли, мы приобрели какую-то нечувствительность к болезни и потому остается в своём грехе.

Авва Исаия описывает человека, который дошел до того, что не только стал рабом греха, но и не желает подняться, потому что боится последствий.

И после этого авва переходит к третьей части своего рассуждения: над таким человеком насмехается не только сатана, но и вообще любой враг, которым может оказаться он сам, его желание, страсть или друг, сидящий в соседней келье, и до того момента казавшийся святым.

«Опять сказал авва Исаия: “Я похож на воробья, которого отрок привязал за лапку: когда он ослабит нить, воробей тотчас вспархивает, думая, что освобождён, но когда отрок потянет его за нить, то опять заставляет его спуститься, – в таком положении я вижу и себя. И вот, что хочу сказать этим: никто не должен предаваться беспечности до последнего издыхания”».

Враги каждый день насмехаются надо мной, подобно малым детям, развлекающимся с птицами. В духовной жизни я чувствую себя воробышком, которого мальчишка привязал за лапку.

Этот пример подчеркивает ту мысль, что все наши старания оканчиваются ничем, если мы не освободимся внутренне. Столь немощны наши попытки и желание приблизиться к Богу, мы так легко забываем свои стремления, решения и мечты, что они оказываются слабее тонкой бечёвки, которой отрок привязывает воробья.

Мы забываем, что Царствие Божие нудится, то есть нужно усилие над самим собой и решимость. Все святые угодники именно стали святыми благодаря тому, что они проявили силу воли и со временем привыкли пребывать больше в подвигах.

«И вот, что хочу сказать, – этим заканчивает свои наставления авва Исаия, – никто не должен предаваться беспечности до последнего издыхания».

Не будем отчаиваться, а всё же нужно иметь надежду. Как говорит апостол Павел: «Надежда не посрамит».

В конце своих наставления преподобный Исаия говорил: «Станем же, братия, подвизаться по силе нашей, и Бог будет содействовать нам по множеству своей милости».

Старец Эмилиан, обращаясь с этими же словами к своей братии, добавляет к нашему укреплению: «Будем подвизаться, и Бог поможет нам. Только Он отвечает нам не в одно время всем одинаково. Может быть, мне отвечает через год, тебе – через три, а кому-то – через 20 лет. Но рано или поздно все мы обретаем свободу и становимся светом миру». Аминь.

Соловецкий монастырь http://solovki-monastyr.ru/news/1071/