Представление авторской школы «Русская Каллиграфия и Вязь» на территории храма преподобных Зосимы и Савватия

Перед началом нового учебного года на территории храма  Зосимы и Савватия по приглашению настоятеля отца Романа Богдасарова и руководителя Центра «СЛОВО» Татьяны Георгиевны Розе состоялось представление авторской школы  «Русская Каллиграфия и Вязь». В лекционном курсе участвовали: основатель и руководитель, врач высшей категории, художник-график каллиграф, Аруцев Юрий Иванович и его коллега Евгения Леонидовна Жерихина.

Двухдневный семинар общей продолжительностью 18 часов был предельно насыщенным актуальнейшими вопросами образования детей начальной школы. Особое внимание было уделено таким жизненно важным  вопросам воспитания и образования, как «Физиология письма» и «Базовое образование ребёнка» – понятия, впервые вводимые в научный оборот.

Также были представлены темы: 

  • «Утраты русской педагогической школы» 
  • «Эволюция разрушения общего образования в России методом специализации общеобразовательных школ» 
  • «Базовое образование учащихся в начальной школе» 
  • «Влияние каллиграфии на психическое и физическое состояние  детей и взрослых, переживающих длительный стресс» 
  • «Физиология детского возраста и влияние нарастания скорости обучения на психическое и физическое здоровье детей»,
  • «О необходимости возврата предмета «чистописание» в начальную школу России» 
  • «Функционально правильное пространство как необходимое условие сохранения здоровья детей» 
  • «Воспитательный потенциал семьи» 
  • «Планирование дня школьника как основа успешного обучения» 
  • «Семья за круглым столом: совместное решение жизненно важных и повседневных задач» 
  • «Что необходимо знать матери, воспитывающей мальчика» 
  • «Экспертиза прописей и пишущих принадлежностей, выпускающихся для учащихся начальной школы».  

Юрий Иванович все темы выстроил  в отдельный лекционный курс своей  школы, который по мере необходимости преподаётся на уроках чистописания, либо самостоятельно, и представляется коллегам с нравственных основ русской национальной культуры.  Ни одна из них, к великому сожалению, не рассматривается в современной России. 

Историческая справка:

В прошлые века и вплоть до конца 70-х гг. XX в. в начальных классах общеобразовательных школ учащиеся писали сначала хорошо отточенным карандашом, а уже затем стальным пером и чернилами. У детей не только вырабатывались навыки красивого, аккуратного письма, но и, что самое главное, воспитывались усидчивость и терпение, основы самодисциплины и самоуважения. 

Через отношение к красивому, аккуратному письму формировалось отношение к родному языку, родной речи. Именно этим можно объяснить очень высокие требования к красоте письма, чистописанию, предъявляемые в школах России. 

Юрий Иванович рассказал, что за десять лет активной деятельности авторской школы им и его коллегам,  был получен бесценный опыт преподавания русского национального письма, что нашло отражение в методических рекомендациях, регулярно издаваемых его педагогическим коллективом. Часть  изданий была преподнесена в дар Центру «Слово».

Юрий Иванович поделился впечатлениями пребывания у нас на территории храма:

Вечером первого дня, после девятичасового, почти непрерывного лекционного курса, мы были на службе в храме святых преподобных Зосимы и Савватия, укрепляясь в Вере и в Силе. Главную роль в этом сыграло радушие, приветливость и гостеприимство  настоятеля о.Романа и Татьяны Георгиевны,  и её коллег по Центру «Слово». Размещение, питание, небольшая экскурсия по школе, регламент работы и отдыха были безупречны. 

Общение же с учителями, как Центра «Слово», так и приехавшими на семинар из других городов, было весьма полезным и взаимообогащающим, что невозможно переоценить, понимая опыт практической работы и теоретической подготовки всех участников столь масштабного мероприятия.

На следующий день семинар открыл отец Роман, благословив нашу общую работу. В приветственном слове он особо подчеркнул необходимость сохранения русских педагогических традиций именно сегодня, когда наше Отечество  подвергается реформам  и изъятию национальных ценностей.

Второй день семинара оказался не менее насыщенным и плотным, чем первый. Время уходило очень быстро, а материал необходимо было подать ясно и глубоко. Значимость того, о чём мы вели разговор, оказалась столь велика, что даже непродолжительные перерывы для восстановления сил и голоса, незаметно превращались в продолжение семинара. 

По ходу изложения материала педагогами задавалось большое количество вопросов, касающихся физиологических основ процесса письма, состояния психической сферы ребёнка в различные периоды его обучения в начальной школе, положения рук на столе, пальчиков, удерживающих ручку, обучение письму детей-левшей и многие другие.

Особый интерес вызвали темы воспитания мальчиков матерями в неполной семье и воспитание ответственности ребёнка перед семьёй. 

Рабочий день очень быстро подходил к своему завершению, и нам необходимо было прощаться, чтобы успеть на вечерний поезд. 

Мы уезжали с грустью несказанной, но с теплом в душе и верой в скорую встречу, с профессиональным и просто человеческим удовлетворением от проделанной большой и нужной работы, с чувством искренней признательности и благодарности всем, кто нас поддерживал, внимал нашему слову, окружал заботой и вниманием по русским православным традициям. Храни Господь вас и вашу школу, ваш приход!

До новых встреч! 

С БОГОМ!

Юрий Иванович Аруцев,

врач-эксперт высшей категории, педагог дополнительного образования, художник-каллиграф. Основатель Ярославского историко-родословного общества (2001) и авторской школы «Русская Каллиграфия и Вязь» (2009), писатель и общественный деятель. 

Очень тепло и искренне отозвались и коллеги:

В августе я принимала участие в представлении авторской школы Ю.И. Аруцева «Русская каллиграфия и вязь» в центре «Слово» на территории прихода храмы Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново (район в восточной части Москвы). 

В течение двух дней проходил семинар, объединивший в единое целое темы, которые разрабатываются и оцениваются, переосмысливаются Юрием Ивановичем: «Утраты русской педагогической школы», «Формирование функционально правильного пространства на успешность обучения, сохранение здоровья подрастающих поколений», «Воспитательный потенциал семьи», «Физиология письма», «Что необходимо знать матери, воспитывающей  мальчика» и другие важные темы.  

Семинар произвел ошеломление, не смотря на то, что многие из озвученных тем я слышала ранее. Выстроенная в единую систему подача материала удивила своей логичностью, продуманностью и глубиной.

 Думаю, среди слушателей не осталось равнодушных к освещенным вопросам, имеющим особую актуальность в наше время.

Отдельное спасибо хочу сказать организаторам мероприятия за гостеприимство, техническую поддержку и полное сопровождение в течение этих двух дней.

Жерихина Евгений Леонидовна,

педагог дополнительного образования авторской школы Ю.И. Аруцева«Русская каллиграфия и вязь»,

г. Ярославль.

На семинаре присутствовало более  40 учителей из Москвы, Казани, Истры, Нижнего Новгорода, Московской области.

С чувством великой благодарности, слушатели внимали разносторонним  лекциям Юрия Ивановича.  Ведь Юрий  Иванович Аруцев  является  врачем-экспертом высшей категории, педагогом, признанным мастером рукописного письма, исследователем и историком в области родословия и генеалогии, писателем и общественным деятелем, чей труд на поприще педагогики отмечен Почетной Грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации и областной премией « За нравственный подвиг учителя». 

Вашему вниманию представляем запись 2х дневного семинара проходившего  на территории нашего храма.  Там найдете для себя много полезного и интересного  в деле обучения  и воспитания детей. От специалиста, профессионала и просто очень талантливого человека. 

Приветственное слово настоятеля храма к участникам семинара:

День первый:

День второй: