«Патриарх Тихон стоит в ряду величайших вселенских святых» – Беседа с протоиереем Владимиром Воробьевым

Патриарх Тихон – один из самых почитаемых святых нового времени – он имеет три дня памяти в году: 26 сентября / 9 октября – прославление, 25 марта / 7 апреля – преставление, 5/18 ноября – избрание Патриархом Всероссийским. Но, несмотря на многолетнее изучение жизни и служения Патриарха Тихона, до сих пор существует множество белых пятен в его биографии.

Накануне празднования Дня избрания 18 ноября о проблемах изучения жизни и служения Патриарха Тихона, о его почитании, образе святости и месте в истории России мы попросили рассказать руководителя крупнейшего центра изучения истории новомучеников и исповедников в Русской Церкви НИО НИПЦ ПСТГУ, ректора Православного Свято-Тихоновского университета протоиерея Владимира Воробьева.

Патриарх Тихон как величайший вселенский святой

– Отец Владимир, какова роль личности святого Патриарха Тихона в истории Русской Церкви и истории России?

– В этом году исполнилось 90 лет со дня кончины святого Патриарха Тихона, которая случилась в день Благовещения Божией Матери – 7 апреля 1925 года. Он скончался в больнице Бакуниных, недалеко от Зачатьевского монастыря на Остоженке. Когда он умер, у всех возникло подозрение, что его отравили. Хотя потом много раз писали, что «не было отравления», он умер «просто от сердечного припадка», но, тем не менее, версия отравления не снимается, она очень вероятна. Эту версию еще никто не проверял. Не знаю, можно ли это проверить, но попыток сделать расследование не было. Если это отравление, то Патриарх Тихон должен быть назван священномучеником. Если это смерть от сердечного приступа, то все равно это смерть исповедника.

Святитель Тихон жил в обстановке тяжелого гонения на Церковь и прошел семь лет Патриаршего служения как настоящий крестный путь, путь на Голгофу. Именно эти годы привели его к преждевременной кончине. Он скончался 60 лет от роду, то есть прожил не такую уж долгую жизнь.

Сегодня, оглядываясь на историю ХХ века, мы можем сказать, что Патриарх Тихон является одним из самых великих русских святых и, безусловно, стоит в ряду величайших вселенских святых. Его избирал самый удивительный Собор в истории Русской Церкви.

– Напомните, пожалуйста, как это избрание происходило.

– Собор 1917 года готовился 11 лет. Делегаты избирались демократическим способом, без политического давления. Он был очень представительным – более 500 делегатов.

Патриарха избирали также удивительным образом. Сначала избрали 28 кандидатов. Потом из них выбрали трех, набравших больше всего голосов. Потом из Успенского собора Московского Кремля принесли Владимирскую икону Божией Матери. Кремль тогда уже заняли коммунисты, поэтому там служить было нельзя, и икону принесли из Кремля в храм Христа Спасителя. В храме служил Литургию священномученик Владимир (Богоявленский) – первый священномученик среди епископов-новомучеников. После Литургии и специального молебна перед Владимирской иконой старец Алексий из Зосимовой пустыни вытащил жребий с именем Патриарха Тихона. Здесь соединились активное участие народа и воля Божия.

Патриарх Тихон возглавлял Церковь в годы самых страшных в мировой истории гонений на христиан. Мы можем с полным основанием сказать, что Патриарх Тихон стал во главе воинства новых мучеников.

Сам он претерпевал гонения с первых дней своего патриаршества.

– Не могли бы вы привести какие-нибудь малоизвестные эпизоды гонений?

– Однажды Патриарху сообщили, что из Петрограда едет целый вагон матросов, чтобы его арестовать, и просили уехать из Троицкого подворья, где он жил до 1922 года. Это было вечером, когда Патриарх Тихон ложился спать. Он выслушал и ответил: «Никуда я не поеду». Матросы утром приехали, вышли на перрон, посовещались, сели в вагон и поехали обратно. Сам Бог хранил Своего святителя.

Все знают исповеднические послания Патриарха Тихона большевикам, знают его послание с анафемой творящим беззакония большевикам. Своими посланиями он старался защитить Церковь от гонителей, от разбоя. В 1922 году он был арестован. Его допрашивали в суде. Сохранилась брошюра этого допроса с его собственными пометками. Потом был год строгого заключения в Донском монастыре. Оттуда его возили на допросы на Лубянку. Некоторое время он провел в лубянской тюрьме. Об этом мало известно.

Политбюро вынесло ему смертный приговор. Не суд, а именно Политбюро приняло такое тайное решение. Приговор не был приведен в исполнение, потому что нарком иностранных дел Г. Чичерин убедил Политбюро в том, что убийство Патриарха Тихона не будет выгодно советской власти. Весь христианский мир – в Европе и Америке – встал на защиту Русского Патриарха. «Заграница» грозила, как теперь говорят, экономическими санкциями. Было решено не расстреливать Патриарха, а вместо этого потребовать от него покаянное письмо. Получив желаемое, его отпустили.

– Не был ли такой поступок проявлением, скажем так, слабости?

– Патриарх Тихон, конечно, никакими способами не мог узнать, что происходило в верхних эшелонах большевистской власти, ведь он был в заключении. Как поступают христиане в таких случаях? Они спрашивают волю Божию. Охранники, которые сторожили его, записывали в своих дневниках: «Всем хорош старик, только молится всю ночь напролет». Он молился, и Господь научал его, как поступать. Патриарх Тихон согласился подписать компрометирующее его «покаянное письмо».

Когда его выпустили, то мгновенно рухнула провокационная деятельность «Живой церкви». Огромное количество народа поняло, что происходит, перестало ходить в живоцерковные храмы и вернулось к Патриарху Тихону. Духовенство, перешедшее на сторону живоцерковников, стало приходить к Патриарху Тихону с покаянием. Авторитету Патриарха в народе его «покаянное письмо» не повредило. Народ знал, что Патриарх Тихон – святой человек.

Большевики арестовывали ближайших подвижников святого Патриарха, заключали их в тюрьмы, отправляли в ссылки, некоторых расстреляли. На его глазах закрывали храмы, монастыри, духовные школы, отнимали святыни, вскрывали мощи. Многие архипастыри не находили в себе мужества и пытались «договориться» с советской властью, идя таким образом против главы Церкви. Патриарху Тихону порой приходилось одному противостоять советскому гонению и искать для Церкви правильный путь.

Еще при жизни советские газеты без конца клеветали на Патриарха Тихона, унижали его и издевались над ним. Когда он умер, то от его имени издали фальсифицированное «завещание». Но никто не поверил в эту фальшивку. Те, кто знал Патриарха Тихона, верили, что это святой человек. Народ верил ему безгранично, верил в него как в своего святого. Патриарх Тихон обладал нравственным авторитетом, который оказался необыкновенно мощной силой, сплачивающей Церковь, духовенство, весь русский народ.

Когда Патриарх Тихон скончался, начались еще более тяжелые времена для Церкви. Отсутствие духовного вождя произвело тяжелые последствия. После его смерти советская власть начала подбирать угодных себе людей, которые бы заняли патриарший пост. Пока Патриарх был жив, можно было его арестовать, но скомпрометировать его было невозможно: народ верил в него.

Можно с полным основанием говорить о мировом значении подвига Патриарха Тихона. ХХ век – тяжелейшая эпоха в истории человечества, когда материализм, атеизм, коммунизм стали распространяться по всему земному шару, как эпидемия чумы, когда везде стали происходить революции и антихристианские гонения. Наука утверждала, что Христос – это легенда, миф, что Его вообще не было. И в это время является гигант христианской веры! Настоящий христианин, который являет образ христианской святости на высочайшем Патриаршем престоле! На свещнице, которую видит весь мир, воссиял огонь исповеднической веры, прославляющей Отца нашего Небесного.

Патриарх Тихон – это образ православного святого, который один противостоит урагану кровавого зла: революции, гражданской войне, массовому насилию, расстрелам, убийствам. Его самого грозили убить и несколько раз подсылали убийц. Он не бежал от смерти.

Единственное, что ему было дорого, – это служение Церкви. Он понимал, что Господь поставил его как маяк, который должен светить во тьме и указывать путь Христов.

Его послания являются святоотеческими поучениями всем христианам на все оставшиеся века.

– В чем еще значение деятельности Патриарха Тихона?

– Патриарх Тихон, как все святые люди, был внутренне очень свободным. Он благословил и тем самым узаконил, как Патриарх и как святой, частое Причащение святых Христовых Таин. Он звал к этому народ. Это благословение имеет для нас особое значение.

Он благословил на подвиг исповедничества и мученичества. Он своим примером показал, как Церковь может победить самую страшную, невероятную силу зла.

Он показал, что Церковь может управляться святыми епископами, даже будучи лишена административных форм. И ее жизнь, будучи бедственной с внешней стороны, является необыкновенным примером веры. Церковь призвала этих святых. Коммунистические гонения в этом смысле – самая светлая страница в истории христианской Церкви. Когда еще были явлены такие сонмы святых? И возглавлялись они Патриархом. Воины Христовы шли под его омофором. Это уникальное явление в истории.

Если посмотреть на нашу историю в масштабе истории Вселенской Церкви, то перед нами предстанет ужасающая картина духовной войны, когда гонения совершаются не в какой-то отдельной области, куда приехал император и устроил местный погром. Нет, гонениям была подвергнута необъятная страна – самая большая страна в мире. В России вся Церковь была объявлена вне закона. И не на время, а с целью полного уничтожения Церкви. Весь епископат был подвергнут репрессиям. Почти все священники были убиты или посажены. Перед войной в России на свободе осталось всего несколько епископов и порядка 100 священников.

Но Церковь доказала, что не является земной организацией, которую можно закрыть или истребить, она – живое Тело Христово. Оказалось, что она не связана ни с какими земными формами. Можно разрушить все земные формы ее жизни, но она от этого не делается слабее. На смертельное гонение она отвечает исповедническим подвигом, святостью и побеждает.

Если представить полотно, получилась бы битва добра и зла, праведников и грешников, на этой картине во главе воинства в числе вождей, вслед за Христом и ангельскими силами, идет Патриарх Тихон и ведет за собой армию. Дух победного противостояния на крестном пути нам являет Евангелие. Это христиане, которые взяли крест и пошли за Христом. Их оказались сотни тысяч. Патриарх Тихон является символом эпохи, являющим образ церковного подвига.

Наш Патриарх

– А какие черты личности Патриарха Тихона особенно важны для нас?

– Те, кто знал Патриарха Тихона, свидетельствовали, что он был человек невероятного смирения, кротости и любви. Он был совершенно простым. Ему не был присущ пафос. Он был прост в жизни, в обхождении с окружающими. Я так говорю, потому что мой дедушка знал его. Он был московским благочинным и входил в Епархиальный совет при Патриархе Тихоне.

Был в Сергиевом Посаде (тогда его называли Загорском) замечательный старец отец Тихон Пелих, настоятель Ильинского храма за Троице-Сергиевой Лаврой. Он родился в крестьянской семье, был отдан в армию. Вот его собственный рассказ. В солдатской шинели он добрался до Москвы и пришел в храм на службу к Патриарху Тихону. Он был молоденьким парнишкой, голодным и холодным. Он рассказывал: «Я сам не знаю, как я оказался в алтаре. Какая-то сила меня привела, подтолкнула к Патриарху Тихону. Я не знал, что сказать. Подошел под благословение. Патриарх ласково спросил: “Как тебя зовут?” Отвечаю: “Тихон”. Он говорит: “И меня – Тихон”. Дальше ничего не помню, только иподиаконы за полы шинели вытащили меня из алтаря». Все, кто соприкасались с Патриархом Тихоном, освящались благодатью и любовью.

Непередаваемо, как люди любили Патриарха Тихона. Когда он приезжал служить в какой-нибудь подмосковный городок, там останавливались фабрики и заводы, все рабочие выходили встречать Патриарха Тихона и не работали, пока он не уедет. Его святость, любовь, преданность воле Божией сплотила христиан, помогла выстоять против страшной агрессии темного мира.

Часто нас спрашивают: почему мы выбрали Патриарха Тихона покровителем нашего университета? Ученый совет сделал такой выбор, потому что Патриарх Тихон явил нам подвиг, которым должна идти Русская Церковь в последние времена, потому что он своим подвигом обновил православную жизнь в России.

В тот момент совершались революции, были обновленцы, проводившие реформы для обновления Церкви, чтобы создать «Живую церковь». Но «обновил» церковную жизнь Патриарх Тихон, снова явив святость Церкви, архипастырский подвиг. Это – главный путь обновления. Он не мог осуществить намеченные Собором реформы, но возродил дух первых христиан, готовых отдавать свою жизнь Богу, отстаивать христианскую веру до смерти. Это дух нужен и нам. Наше время очень непростое, агрессия тьмы не ослабевает. Противостоять этой агрессии мы можем, вдохновляясь подвигом святых. Мы выбрали Патриарха Тихона своим покровителем, чтобы его молитвами верно служить Церкви и воспитывать новых служителей Церкви.

Чтобы было верное понимание истории

– Члены Церкви понимают, что центр истории России – это история Церкви. Но в светской истории России Патриарх Тихон почти не известен. Это сильно искажает представления о своей истории у русского народа. Я учился в школе после падения Союза, но даже тогда в учебниках не было ни слова про Патриарха Тихона. Как нам преодолеть эту завесу и обратить внимание соотечественников на жизнь и служение Патриарха Тихона и историю Церкви?

– Это нелегко сделать, потому что историю Церкви многие стараются всячески замалчивать. Но, думаю, заставить забыть о Патриархе Тихоне не удастся. Нужно больше молиться Патриарху Тихону. Может быть, служить молебны у раки с мощами, как служат в Троице-Сергиевой Лавре у мощей преподобного Сергия Радонежского. Народ пойдет в Донской монастырь.

Святой антикоммунист?

– Не так давно мы стали свидетелями гримасы истории: глава Компартии Г. Зюганов направил открытое письмо патриарху Кириллу о том, что, по его мнению, нужно «покончить с антисоветизмом». Патриарх Тихон в свое время издал анафему советской власти. Что означает эта анафема?

– В анафеме советской власти Патриарха Тихона формальных указаний, что анафематствуются именно члены Компартии, – нет. Там говорится, что анафематствуются беззаконники, совершающие злодеяния, выступающие против Церкви, погромщики храмов, убийцы и так далее. Не думаю, что ее можно конкретизировать против членов сегодняшней Компартии. Сегодняшняя Компартия, кажется, не имеет в своем уставе такого воинствующего атеизма, как раньше. Я бы не стал понимать эту анафему так расширительно.

– Что для вас лично значит Патриарх Тихон?

– Я знал о Патриархе Тихоне с раннего детства, потому что он очень почитался в нашей семье. Мой дед с ним лично общался. У нас сохранилось как святыня пасхальное яичко, подаренное Патриархом Тихоном моему дедушке. Сохранился целый ряд документов, подписанных Патриархом Тихоном.

Я знал одну старушку, которая в юности страдала страшной эпилепсией: 18 припадков в сутки. Тогда она была девушкой, неверующей в Бога. В ночь своей кончины Патриарх Тихон ей явился и благословил ее. Она исцелилась и стала глубоко верующим человеком. Таких свидетельств о святости Патриарха Тихона очень много. Для меня он был святым еще до его канонизации. Я ходил к его гробнице в Донской монастырь. Особенно много узнал о нем от Михаила Ефимовича Губонина, который сам прислуживал в алтаре на службах Патриарха Тихона, глубоко чтил его и собрал множество документов о его жизни.

С протоиереем Владимиром Воробьёвым

беседовал Александр Филиппов

Православие.Ru